Цифровизация в просвещении: как использование больших данных повысит качество образования
Цифровизация и активное использование больших данных – это необходимость для любой сферы жизни современного общества, в том числе в школах. Разумеется, никакие цифровые технологии не заменят живого учителя, уверена министр просвещения Ольга Васильева
Тем не менее, сбор и обработка большого массива данных в автоматическом режиме облегчат современным педагогам жизнь: позволят скорректировать образовательные процессы, выстроить актуальные схемы обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и подготовить его ко взрослой жизни.
Любая цифровизация начинается со сбора данных. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал на III международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» об активной работе 25 федеральных информационных систем. Основной массив данных в них включает собранную за много лет информацию о результатах всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена и другой информации о школе и образовательном процессе. Их анализ позволяет улучшить качество образования, а также снизить административную нагрузку на школы: по данным Рособрнадзора, количество проверок школ в 2018 году сократилось почти на четверть.
Работа по накоплению и анализу массива данных в образовании началась с Московской электронной школы, но сейчас подобные практики внедряются во всех регионах России. Владимир Узун, председатель совета директоров АО «Издательство «Просвещение», рассказал на конференции, что «Просвещение» сотрудничает с каждой российской школой, передавая школе важный для развития образования контент и собирая обратную связь – агрегированные данные по его использованию. Это позволяет добиться сразу нескольких целей:
1. Данные независимых исследований качества образования позволяют выстраивать государственную образовательную политику и оказывать целенаправленную поддержку регионам, муниципалитетам и конкретным школам. Эта поддержка затрагивает не только саму школу, но и каждого учащегося в ней ребенка.
2. Данные независимых исследовании учителей дают понимание профессиональных дефицитов, которые служат базисом для программ точечной подготовки и повышения квалификации учителей. Среди таких программ можно назвать «Клуб учителей» издательства «Просвещение» - своего рода социальную сеть для учителей, позволяющую обмениваться лучшими практиками и опытом, свободно общаться и развиваться как профессионал. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, «технологию больших данных перспективно использовать при формировании национальной системы учительского роста — это одна из приоритетных задач министерства. Планируется повышать не только предметный уровень, но и формировать гибкие компетенции преподавателей».
3. Формируется цифровое образовательное портфолио школьника, в которое входят не только его оценки и результаты ГИА, ВПР и ЕГЭ, но и сведения о его предпочтениях, посещаемых внеклассных занятиях, участии в олимпиадах и т.д. Это позволит еще больше индивидуализировать образовательный процесс, выстраивая стратегию для каждого ученика.
4. Данные о самых актуальных профессиях и вакансиях на региональных рынках труда позволяют понять, как именно изменяются потребности экономики региона и какие акценты в образовании стоит сделать. Кроме того, использование больших данных позволяет проводить эффективную подготовку к профессиям будущего, формировать новые стандарты образования с учетом их актуальности через несколько лет.
Как заявил председатель совета директоров «Просвещения» Владимир Узун, «в итоге мы получаем взаимодополняющуюся, эффективную и постоянно обновляемую систему для создания продуктов, корректировки образовательных программ, понимания, куда движется ребенок, преподаватель, а значит, и система образования в целом».
Следующая ступень развития больших данных в российском образовании – централизованная обработка и обеспечение доступа к информации. Министр просвещения Ольга Васильева считает одной из приоритетных задач объединение разрозненных массивов данных из разных систем в единую базу данных с доступом для всех участников образовательной деятельности. Большие данные станут базисом, позволяющим руководителям в сфере образования принимать верные решения, и материалом для выстраивания актуальных образовательных стратегий.